Методические разработки


«Учу детей читать – думать, чувствовать, творить»
( статья, газета «Педагог. Вожатый. Родитель.» 2012)
         Чтение можно назвать одной из составляющих перспектив культуры человека. К сожалению, в последние годы чтение книг детьми отходит на второй план, уступая место компьютеру, телефону, телевидению. Поэтому, работая в начальной школе, я ставлю перед собой цель: побудить у детей интерес  к чтению, научить школьников с помощью книг не только приобретать знания, но и получать эстетическое наслаждение от художественных произведений, пробудить интерес к собственной литературно-творческой деятельности. Учу детей читать – думать, чувствовать, творить.

       Чтобы дать возможность каждому ребёнку проявить себя, использую различные методы и приёмы работы, направленные на развитие творческой личности маленького читателя:
·       Рисование иллюстраций к рассказу или сказке (Сказки Пушкина)
·       Словесное рисование ( Б. Заходер «Моя вообразилия»)
·       Изготовление книжек – самоделок ( Устное народное творчество)
·       Сочинение по серии картинок с точки зрения одного из персонажей
·       Сочинение собственных текстов под какого – либо автора (например стихотворения «под Хармса»)
После уроков с одарёнными детьми провожу занятия «Словотворчество», на которых помогаю ребятам осуществлять «пробы пера» в разных жанрах литературного творчества.  Лучшие заметки посылаю в газету «Веснушка», на школьный сайт.
            Развитие интереса к чтению и привлечение детей к литературной творческой деятельности осуществляю через сотрудничество с библиотекой.
 Детям нравятся библиотечные уроки. Например, Путешествие в страну Читалию, где они участвовали в викторине по сказкам и сами инсценировали произведения.
Каждое посещение библиотеки – открытие для ребят, радость встречи с интересными людьми и новыми книгами. Общение детей организуется в ходе викторин, эрудит-шоу, литературных игр, творческих мастерских.
         Начиная с 1 класса, привлекаю к сотрудничеству родителей. На первом собрании  веду разговор о роли семейного чтения в становлении личности маленького читателя. После анкетирования детей провожу отдельное  собрание «Как прививать ребёнку любовь к чтению». Традиции семейного чтения – очень важная часть семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, что есть телевизор, компьютер и другие источники информации. Убеждаю родителей в том,  что семейное чтение – важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания.
         «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка», - утверждал В.А.Сухомлинский. Я думаю, что это дорога  не только к сердцу ребёнка, но и к формированию ученика – читателя.

Советы родителям
·       Читайте вслух с ребёнком не менее 10-15 минут в день
·       Если ребёнок устал, делайте физкультминутку
·       После чтения спросите о главном герое, событии
·       Хвалите ребёнка за чтение
Советы детям
·       Читай  вслух правильно, обращая внимание на каждый слог и каждое слово
·       Читай вслух выразительно – соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса
·       Читай вслух бегло – произнося первый слог, смотри на второй


Урок по развитию речи в 1-м классе по теме «Звуки [б], [б']. Буквы Б, б. Закрепление чтения и письма слов и предложений с буквой Б».
( опубликован в материалах Фестиваля «Открытый урок» 2009)
( УМК «Школа России»)
Цели:
 -Учить осуществлять звуковой анализ слов;
-Формировать навык правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения слов и предложений с изученными буквами;
-Способствовать развитию фонематического слуха, внимания ,связной речи;
-Воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование: лента букв, схемы “слоги – слияния”, рисунок собаки, бабочка , карточки с изображением предметов с буквой Б, числовой веер, тетради по печатанию, учебник “Азбука”, пропись.
Ход урока
I. Организационный момент
- С каким настроением вы пришли на урок? Каким цветом вы бы его изобразили?
- Я надеюсь, что на этом уроке вам будет интересно и вы все уйдете с урока с хорошим настроением.
II. Постановка темы и цели урока.
Сегодня у нас на уроке гость. Отгадайте кто это?
Заворчал живой замок
Лёг у двери поперёк.(Cобака)
Да, это собака.
- Прочитайте, как её зовут? (Собаку зовут Бобик)
Бобик очень любит букву Б и прибыл к нам в гости узнать побольше об этой букве и научиться находить звук б в словах , а также познакомить вас со своими друзьями.
III. Работа над новым материалом.
1. Артикуляция звуков б,б.
Произнесите ещё раз кличку собаки. (БОБИК)
- Что вы можете сказать о первом звуке? (Он согласный, звонкий, твердый)
2. Слого-буквенный анализ слова.
- Сколько слогов в этом слове? (Бо – бик: 2 слога)
- Как мы ещё определяем количество слогов в слове ? (Cколько в слове гласных , столько и слогов)
- Назовите гласные. (о,и)
- Охарактеризуйте согл. звуки второго слога. (б – согласный, звонкий, мягкий)
- Почему он мягкий? (“и” обозначает мягкость согласного звука при произношении). (К – согл., глух., твёрдый)
- Составьте схему этого слова в тетради (1 ученик у доски)
- Проверьте, правильно ли выполнено задание на доске?
3. Закрепление письма букв.
Бобик хочет, чтобы вы напечатали его имя.
- Ребята, на что похожа буква б?
Буква Б с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком.
- Скажите с какой буквы вы начнёте печатать это слово? (Имена пишутся с заглавной буквы).
- Сколько букв в слове Бобик? ( 5 букв)
IV. Упражнение для развития речевого аппарата.
Дыхательная гимнастика.
Сделать вдох носом и проговорить на выдохе скороговорку:
Белые бараны били в барабаны. Бум, бум, бум… (насколько хватит воздуха)
V. Работа по развитию речи.
1. Работа по иллюстрации.
Посмотрите внимательно на собаку. Расскажите какой Бобик по цвету, по размеру, по характеру, используя слова: у него, он, пёс, щенок, собака. (Бобик маленький. У него коричневая шерстка, белая грудка. Пёс весёлый, дружелюбный, радостный).
На чём он к нам добрался? (Бобик приплыл к нам на плоту).
Молодцы, ребята, вы составили целый рассказ о нашей собаке.
2. Игра “Звуки ”.
Наш щенок вам в благодарность собрал много предметов , в названиях которых есть звуки б и бь
Если вы услышите звук б – твёрдый, встаньте , а если услышите мягкий звук – садитесь.
(На доске карточки: бублик , банан, бинт, арбуз, бинокль).
VI. Развитие внимания.
А сейчас игра “Кто запомнит больше слов?”
Я читаю вам стихотворение , вы внимательно слушаете и запоминаете слова с буквой б. Сколько их?
На плоту плывёт собака,
Чтобы рыбы половить.
Булку на крючок ей лапкой
Очень трудно насадить.
Рядом бабочка летает
И советом помогает.
- Сколько слов вы услышали? (5 слов)
- Назовите эти слова. (Собака, чтобы, рыбы, булку, бабочка)
Наш щенок дружит с бабочкой.
VII. Физкультминутка.
Давайте выполним упражнение “Бабочка”:
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Улыбнулся, потянулся , взвился вверх и улетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружится, вьётся.
VIII. Отработка навыков письма и чтения.
1. Чтение текста “ Виталик и Бобик”.
Бобик дружит не только с бабочкой. Окройте учебник “Азбука ” на с. 107 .
Прочитайте текст шепотом и узнаете с кем дружит Бобик.
- Сколько в тексте предложений? (3 предложения)
Прочитайте 1, 2, 3.
- Как зовут мальчика? Почему собака уползла в конуру?
- Какие буквы показывает Виталик Бобику? (Б – П)
- Посмотрите где расположены эти звуки на ленте?
Дайте им характеристику (б – звонкий, п – глухой).
Это парные согласные. Очень часто в словах звук Б оглушается и превращается в П.
Прочитайте слова на с. 107. Что вы заметили ? (Последние звуки в этих словах пишутся по-разному, а читаются одинаково).
Чтобы определить какую букву нужно писать, надо изменить слово. (Зуб – зубы, лоб – лбы)
2. Работа в Прописи на с. 15.
Письмо слов: Виталик и Бобик.
Слого-буквенный анализ слова “буквы”.
Физкультминутка “Буратино”.
- Буратино искал золотой ключик, а вы ребята ищете ключ к знаниям.
3. Чтение текста “Барсик”.
Шепотом; по цепочке; по вопросам.
4. Письмо в Прописи предложений:
У Виталика кот. Кота зовут Барсик.
Игра “Собери из букв слова”.
Виталик и Барсик составили из кубиков слова.
-Какие ещё слова можно составить из этих букв? (КОМПОТ)
(Кот, ток, ком, пот).
Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились.
IX. Подведение итогов.
Итак, кто к нам приходил в гости?
- О ком он нам рассказал?
- С какой буквы начинаются имена и клички ?
- Назовите парные согласные по глухости звуков б, б.
- Как проверить какую букву надо писать на конце слова?
Наш урок подходит к концу. С каким настроением вы уходите с урока? Какими карандашами вы его изобразите? Дома нарисуйте радугу своего настроения.


Комментариев нет: